Категории:
Сасанидское серебро Собрание Государственного Эрмитажа Букинистическое издание Издательство: Искусство, 1987 г Суперобложка, 240 стр Тираж: 21000 экз Формат: 60x84/8 (~210x280 мм) инфо 4186t.

Собрание памятников культуры и искусства стран Ближнего и Среднего Востока, хранящееся в Государственном Эрмитаже, является одним из лучших в мире С особенной полнотой представлены здесь материалы Ирана, средбчтщги которых наиболее замечательна самая большаяв мире коллекция сасанидских серебряных изделий Если в самом Иране их не более десятка, в собраниях музеев Франции, Англии и Америки - единицы, то коллекция Эрмитажа насчитывает пятьдесят предметов и является эталоном подливжжспнности этого замечательного искусства Большая часть памятников сасанидской торевтики найдена на территории Советского Союза - в Приуралье и Прикамье, куда они попали путем торговли и сохранились в составе кладов, обнаруживаемых с XIX века до наших дней Они найдены не в результате раскопок древних городов, а случайно - при вспашке, корчевке пней, вырытые на огородах или вымытые водой Издавна торговый путь связывал Иран с Севером Сюда в обмен на меха иранские купцы везли серебряную впцюси золотую утварь, которая хранилась в течение столетий в древних святилищах местных божеств и почиталась как святыня Из вещей такого происхождения и состоит в основном замечательная сасанидская коллекция Эрмитажа Большинство серебряных сасанидских предметов - кувшины и чаши для вина, вазы для фруктов, подносы для подарков - употреблялось в быту феодалов Но им присущ и ритуальный характер Сцены из эпоса, охота, пиршество, пляски (правда, может быть, культовые), мифические существа из древнеиранского пантеона, и среди них главным образом те, которые служили символом блага и радости, - вот основные сюжеты, представленные на произведениях сасанидской торевтики Часто на блюдах, кувшинах и вазах мастера изображали сюжеты, заимствованные из других видов искусства, в том числе очень распространенного в Иране- ткачества Изделия сасанидских мастеров поражают искусством композиции, красотой орнамента Формы сасанидских серебряных сосудов весьма разнообразны Среди них и кувшины свтчиж высокой ручкой и длинным носиком, и маленькие кувшинчики своеобразной, свойственной одному только Ирану формы, и серебряные ведра для священного напитка - хомы, и ложчатые чаши (быть может, для культовых возлияний) Но излюбленной и наиболее распространенной формой серебряных сосудов в этот период была большая неглубокая чаша на кольцевой ножке Коллекция сасанидского серебра, хранящегося в Эрмитаже, не только свидетельство искусства его мастеров, но и источник изучения истории и культуры прошлого Мастера сасанидского Ирана (III-VII вв) создали замечательные памятники искусства и художественного ремесла Творения прославленных сасанидских архитекторов - колоссальные дворцы и храмы - славились на Востоке в течение многих веков Одной из достопримечательностей Ирана, неоднократно описываемой многими средневековыми авторами, являлись громадные наскальные рельефы, прославляющие победы сасанидских царей Шелковые ткани и ковры, вытканные в Паллугте или Шустаре, вызывали восхищвууэзение византийских императоров Оружие и доспехи, кованные в Мерве, были широко известны в Китае и Индии, изделияиз драгоценных металлов расходились далеко за пределы Ирана Караваны иранских купцов везли драгоценную посуду и оружие в Китай и на Волгу, корабли, груженные парчой и благовониями, достигали Египта и Греции Искусство сасанидского Ирана по мере расширения связей с другими народами органически впитало в себя некоторые черты культуры Индии, Средней Азии, Византии, Кавказа и даже Китая В свою очередь предметы сасанидского искусства, попадая в соседние страны, оказывали влияние на развитие искусства другихнародов Такой обмен культурными ценностями, протекавший несколько столетий, был одной из основных причин появления сходных черт в культурах народов, живших на громадной территории от Восточного Туркестана и Средней Азии до Кавказа Предлагаемая вниманиюкнига, в которой содержится описание и исторический анализ прославленной эрмитажной коллекции, - итог многих лет рвуыдбаботы над произведениями, хранящимися не только в Советском Союзе, но и в собраниях Ирана и крупнейших музеев мира Торевтика - один из видовискусства сасанидского Ирана Но на его примере в книге делается попытка раскрыть закономерности развития культуры страны того времени Авторы Владимир Луконин Камилла Тревер.